Закон Новосибирской области
"О выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления в Новосибирской области"

Глава III. Избирательные комиссии

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ в статью 15 внесены изменения

Статья 15. Система избирательных комиссий

1. Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, реализацию и защиту избирательных прав граждан осуществляют:

избирательная комиссия Новосибирской области;

избирательные комиссии муниципальных образований;

территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии.

Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней возможно по решению избирательной комиссии организующей выборы, на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, организующей выборы, на этой части территории.

Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов производится по решению муниципальной избирательной комиссии.

2. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам Новосибирской области, либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.

3. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных законов, настоящего Закона и иных законов Новосибирской области, уставов муниципальных образований в части организации регулирования подготовки и проведения выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком этот кандидат, избирательное объединение, избирательный блок или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

5. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлением о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений действующего законодательства о выборах, устава муниципального образования в части регулирования подготовки и проведения выборов в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, которые обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - но не позднее дня предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

6. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов.

7. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять на безвозмедной основе необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану, предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

8. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

Законом Новосибирской области от 17 декабря 2004 г. N 245-ОЗ в пункт 9 внесены изменения

9. Муниципальные организации, осуществляющие теле и (или) радиовещание (далее - телерадиовещание) и (или) редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации.

При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 14 статьи 44 настоящего закона.

10. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие телерадиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.

Статья 16. Полномочия избирательной комиссии Новосибирской области

Избирательная комиссия Новосибирской области:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и законности при проведении выборов;

б) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования, осуществляет контроль за соблюдением нормативов типового технологического оборудования;

в) обеспечивает единообразное применение настоящего закона, давая разъяснения по его реализации и издает инструкции по вопросам организации выборов, обязательные для нижестоящих избирательных комиссий, кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных участников избирательного процесса;

г) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции;

д) в случае проведения выборов за счет областного бюджета распределяет между соответствующими избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;

е) утверждает перечень территориальных избирательных комиссий;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) муниципальных избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и принимает по ним мотивированные решения в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего закона;

з) обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в предвыборной деятельности для всех кандидатов;

и) заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

к) утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов;

л) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей и в осуществлении этой регистрации (учета);

м) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим федеральным законодательством, настоящим Законом, законами Новосибирской области, уставами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами.

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ статья 17 изложена в новой редакции

Статья 17. Порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования

1. Избирательная комиссия, организующая в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования (далее - муниципальная избирательная комиссия).

2. Муниципальная избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Новосибирской области "Об избирательных комиссиях в Новосибирской области".

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ в статью 18 внесены изменения

Статья 18. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования

Избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан при проведении выборов;

б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов, изданием необходимой печатной продукции;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов, соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, для проведения предвыборной агитации;

г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов соблюдения единого порядка установления итогов голосования и определения результатов выборов;

д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов депутатов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета Новосибирской области средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов, контролирует их целевое использование;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) устанавливает общие итоги голосования и определяет результаты выборов на территории муниципального образования и сообщает их средствам массовой информации;

л) организует досрочное голосование в помещении избирательной комиссии муниципального образования;

м) регистрирует избирательные блоки;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим законом, Уставом и законами Новосибирской области, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ статья 19 изложена в новой редакции

Статья 19. Порядок формирования территориальной избирательной комиссии

Территориальные избирательные комиссии формируются избирательной комиссией Новосибирской области в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Новосибирской области "Об избирательных комиссиях в Новосибирской области".

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ в статью 20 внесены изменения

Статья 20. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Территориальная избирательная комиссия:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на соответствующей территории;

б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссии;

в) обеспечивает на соответствующей территории осуществление мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов;

г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;

д) распределяет выделенные ей из соответствующего бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) составляет списки избирателей отдельно по каждому избирательному участку и передает их по акту участковым избирательным комиссиям;

к) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в архив или в избирательную комиссию Новосибирской области в соответствии с установленным порядком;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ статья 21 изложена в новой редакции

Статья 21. Порядок формирования окружной избирательной комиссии

Окружные избирательные комиссии формируются муниципальной избирательной комиссией в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Новосибирской области "Об избирательных комиссиях в Новосибирской области" не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Статья 22. Полномочия окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия:

а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;

в) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;

г) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по избирательному округу;

д) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

е) определяет результаты выборов по избирательному округу;

ж) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу;

з) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов в избирательном округе, распределяет средства между участковыми избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием средств на территории избирательного округа;

и) организует досрочное голосование в помещении окружной избирательной комиссии;

к) оказывает правовую, организационно-техническую помощь участковым комиссиям;

л) рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

м) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ статья 23 изложена в новой редакции

Статья 23. Порядок формирования участковой избирательной комиссии

Участковые избирательные комиссии формируются окружной избирательной комиссией в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Новосибирской области "Об избирательных комиссиях в Новосибирской области" не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

Статья 24. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

а) информирует население об адресе и номерах телефонов участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет списки избирателей, полученные от территориальной избирательной комиссии в соответствии с установленным порядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, осуществляющими регистрацию (учет) граждан;

в) знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений;

г) обеспечивает подготовку помещения для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

д) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

е) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;

ж) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

з) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в окружную комиссию;

и) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, иных законов и принимает по ним мотивированные решения;

л) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд;

м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ статья 25 изложена в новой редакции

Статья 25. Статус членов избирательных комиссий

Статус членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ статья 26 изложена в новой редакции

Статья 26. Организация деятельности избирательных комиссий

Организация деятельности комиссий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Новосибирской области "Об избирательных комиссиях в Новосибирской области".

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ в статью 27 внесены изменения

Статья 27. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования, вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты по соответствующему избирательному округу или их доверенные лица, представители средств массовой информации. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.

2. Решения избирательных комиссий непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации не позднее чем через 2 дня после их принятия.

3. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, общественным объединением. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

5. В помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе, изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом,избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим кандидата, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

8. Указанный в пункте 7 настоящей статьи документ может быть предъявлен в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, а в окружную, муниципальную избирательную комиссию в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения.

9. Наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей;

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколом соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;

ж) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Закона, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию Новосибирской области или в суд;

з) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

10. Наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе избирательные бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

ж) вести агитацию среди избирателей;

з) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов.

12. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "Верно", расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии.

13. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей, порядок их въезда на территорию Российской Федерации, порядок их аккредитации на выборах регулируется федеральным законодательством.

Законом Новосибирской области от 23 июля 2004 г. N 213-ОЗ статья 28 изложена в новой редакции

Статья 28. Расформирование избирательной комиссии

Основания и порядок расформирования избирательной комиссии устанавливаются статьей 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Глава IV. Выдвижение и регистрация кандидатов (ст.ст. 29-34) >>



Hosted by uCoz